Як швидко та легко вирішувати технічні проблеми свого виконання ?
( Витяг з російського сайту studymusic.ru )
********
I. Как быстро и легко решать свои технические проблемы?
Я думаю, что Вы согласитесь со мной, если я скажу что вопросы, связанные с
развитием техники являются одними из самых актуальных для большинства
инструменталистов. Везде повторяются одни и те же вопросы: как развить технику,сколько нужно заниматься, как
освоить тот или иной прием?
Такие вопросы характерны не только для начинающих музыкантов. Многие
даже известные музыканты страдают серьезными огрехами в технике.
Извечный спор, который можно услышать в любой компании музыкантов:
что важнее техника или "вкусное” прочувствованное исполнение. Сама такая
постановка вопроса уже парадоксальна в основе. Что важнее глаза или уши?
ОНИ ВАЖНЫ В РАВНОЙ СТЕПЕНИ.
Нет ничего хорошего в музыканте (да любого человека искусства), который
ограничен в своих средствах.
Отсутствие техники приводит к тому, что слушатель с трудом понимает, что
хочет донести автор. В результате разрыва внутреннего с внешним человек
мешает раскрыться своему таланту.
Сколько раз с Вами было такое: включаете послушать какую-нибудь
композицию и через полминуты выключаете, потому что уже знаете, чем она
закончится. Такая музыка скучна и тривиальна.
Многие говорят, что это отсутствие таланта. Но на самом деле это отсутствие
ТЕХНИКИ Композиции, или ТЕХНИКИ исполнения, или ТЕХНИКИ продюсирования, или
любой другой.
Самое главное понять ТЕХНИКА ЭТО НЕ ПРОСТО НАБОР СКУЧНЫХ ПРИЕМОВ.
ТЕХНИКА ЭТО ПРЯМОЙ МОСТ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО У ВАС ВНУТРИ И ТЕМ, ЧТО
СНАРУЖИ.
Здесь уместно дать еще несколько определений понятия Техника. С точки
зрения большинства, ТЕХНИКА - это беглость и ловкость пальцев, умение
сыграть» в темпе» и при этом крепко, четко, уверенно,- гаммы, арпеджио и
проч. Но это лишь одна сторона медали. Существует и другое
толкование техники, более глубокое, объемное, универсальное.
ТЕХНИКА - есть умение художника выразить в своем творчестве именно то,
что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в
звуках.
ТЕХНИКА
- это сумма средств, позволяющих передать музыкальное
содержание.
Иногда смешивают два понятия техника и виртуозность . Несомненно, эти
два понятия взаимосвязаны. Но ставить знак равенства между ними ошибка,
поскольку можно быть виртуозом, не будучи мастером, а можно быть
мастером, не будучи виртуозом. Способность быстро двигать пальцами
природа иногда награждает и мало музыкальных людей. Демонстрация
скорости, силы или выносливости не по назначению, некстати, вне
достижения художественной цели никогда не доставит слушателям
подлинного эстетического удовлетворения. Правда феномен быстрой игры
вызывает удивление и восхищение у большинства людей, в том числе у
профессионалов. Однако если внимательно вслушаться в бойкое и быстрое,
но малосодержательное исполнение, нетрудно обнаружить, что удовлетворяя
примитивным техническим требованиям, оно изобилует погрешностями
более тонкого свойства.
Наблюдая за современными не известными группами, я заметил одну
закономерность: только единицы из них уделяют должное внимание
аранжировкам, гармонии, цельности формы, т. е композиционной ТЕХНИКЕ
– а ведь это первое за что ценят музыку. И если виртуозность исполнения это
не редкость, то к примеру услышать виртуозно сделанную аранжировку
можно очень редко.
!! Второе: сейчас очень модно стало играть музыку нетехничную, т. е музыку,
уровень которой не выше уровня среднего музыканта, а порой и ниже. Это
произошло в результате перегиба со стороны не очень вдумчивых
музыкантов - «задротов”. "Это спортсмены от музыки, лишенные какого-
либо музыкального таланта и слуха создали огромное количество подобий
музыкальных произведений путем далеким методов настоящей
композиции. В результате люди ленивые от природы решили, что для того
чтобы не звучать как бензопила заниматься техникой вовсе не обязательно,
можно просто играть три аккорда и так сойдет.
В результате многие люди перестали воспринимать виртуозную музыку как
музыку. Но если посмотреть на лучшие образцы виртуозной музыки,
например Шопен и Паганини, или Колтрейн, МакЛафлин и др., то можно
увидеть, что эта музыка полностью сбалансирована, в ней уравновешены
ТЕХНИКА И ДУША.
Развитие хорошей техники это труд, который при правильном подходе
вознаграждается сторицей. Почему же, казалось бы, прикладная дисциплина
стала камнем преткновения?
В музыке, как и в любом другом, деле важны две вещи : наличие верных
знаний и желание их реализовывать.
Для многих развитие техники это скучное занятие в силу того, что они просто
занимаются не развитием техники, а развитием силы пальцев, акробатикой и
т. д.
К чему я все это? Первая предпосылка на пути к подлинному талантливому
исполнению – полное владение инструментом, всей его технической базы.
Без этого практически невозможно рассчитывать на серьезный успех в
музыке.
Поставив себе цель – достигнуть технического совершенства, Вы достигнете
ее быстрее чем, те, у кого цель сыграть быстрее всех.
Если Вы усвоите основные принципы рациональной работы над техникой –
уже очень скоро Вы забудете о том, что Вы что-то не могли сыграть или у вас
были проблемы с импровизацией, композицией и т.д.
!!! Первое утверждение, которое изменит Вашу музыкальную жизнь – ТЕХНИКА
и ДУША важны в равной мере !
Когда мне было 7-8 лет, и я только начинал свой музыкальный путь все, что я
слышал от своих учителей – нужно много заниматься. После этого можно
было услышать различные критерии этого "много”. Кто-то говорил о 4х часах
в день, кто-то о 6 часах и т.д. Я думаю, что Вы тоже слышали или слышите что-то подобное.
Запомните количество занятий никак не связанно с их качеством.
Это прописная истина, но я бы не упоминал здесь о ней, если бы не видел,
как сотни музыкантов продолжают наступать на одни и те, же грабли.
В течение длительного времени я занимался от 6 до 10 часов в сутки, но мой
прогресс был очень медленным относительно количества занятий. Очень
часто на следующий день я не мог сыграть то, что получалось идеально
сыграть вчера. В голове я слышал идеальную музыку, а играл заученные
ходы. Это лишь часть проблем. Я думаю, что вы тоже с ними сталкивались.
Что же дальше?
После поступления в Академию Искусств и Культуры я познакомился с
огромным количеством трудов касающихся развития музыканта.
Это оказало сильное влияние на мое развитие. Я начал применять на
практике многие из узнанных приемов и начал наблюдать, как кривая
развития идет вверх.
Главные идеи были в том, что:
· Все проблемы в технике связанны с зажимами
· Работа мозга важнее работы пальцев
· Слух управляет телом
· Мышцы имеют определенный порог работы
· С помощью специальных упражнений за месяц можно решить, то на
что обычно уходит год или два
· Существуют ЧЕТЫРЕ метода занятий на инструменте
А также многое другое. Об этом позже.
Если Вам знакомы какие-либо из вышеизложенных проблем, Вы хотите
лучше понимать свой инструмент, быстро прогрессировать, ищете
способы развития и стимуляции своего развития, хотите лучше
разбираться в музыке, стать самому себе учителем, то читайте дальше,
и Вы найдете нужный ответ. А если не нашли, пишите на
info@studymusic.ru или на сайт: http://studymusic.ru/
Каким путем движется большинство музыкантов?
Большинство музыкантов (особенно любителей) не любят когда, кто – либо
их учит, поправляет. Они априори считаю, себя правыми и редко хотят что-то
менять в своей системе занятий. Но парадокс в том, что практически НИГДЕ
(особенно на начальном этапе) не учат тому, КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ
И РЕШАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Я надеюсь, Вы уже задавали себе такие вопросы: что я делаю не так? как
правильно заниматься? Как составить систему занятий?
Могу с полной уверенностью сказать, 90% не думают об этом, а если и
думают, то ничего не меняют.
Рассмотрим некоторые популярные системы занятий (качающиеся
инструмента, о технике работы над композицией, аранжировкой и проч.
Подробнее на портале StudyMusic)
Рассмотрим самый распространенный метод занятий.
1 - метод проб и ошибок. Он заключается в том, что Вы играете что-либо, затем замечаете
ошибку и после этого исправляете ее. Это один из самых худших методов
занятий. Он достался нам еще со времен так называемой механической
школы. Эта школа сформировалась в 17-18 веках. Основным ее принципом,
как можно понять из названия, было механическая работа над техникой.
Бесконечное повторение специальных, лишенных какого-либо
музыкального смысла упражнений считалось главной работой музыканта,
даже в ущерб исполнению настоящей музыки. Не редкостью были различные
механические приспособления, якобы помогавшие развитию техники.
Используя одно из таких приспособлений, Шуман повредил себе руку, в
результате чего на всю жизнь лишился возможности играть на фортепиано.
Метод проб и ошибок это путь в никуда. Занимаясь, таким образом, Вы
обрекаете себя на пожизненное исправление ошибок, вместо того чтобы
обучать себя новому.
Я видел много статей, в которых советовалось доиграть до сложного места, а
потом его отрабатывать. Или такой способ: начинайте с медленного темпа,
добавляя по одному делению метронома пока не дойдете до нужного вам
темпа. Вы пробовали так делать? Получилось? Если Да, то Вам сильно
повезло, потому что в следующий раз во время концерта все Ваши ошибки
могут вылезти наружу в результате простого легкого волнения.
2 - Второй путь работы над техникой, который тоже не изжил себя до наших
дней, разработали представители анатомо-физиологической школы. Во главу
угла у них было поставлено все, что связанно с физиологией движения.
Ведение звука, постановка, исполнение отдельных приемов – все
рассматривалось с точки зрения физиологии. Как поставить руку или ногу,
какая нужна постановка и еще миллион подобных вопросов. Суть занятий
сводится к тому, чтобы следить за движением пальцев, кисти, плеча, ног с тем,
чтобы не дай бог не отодвинутся на лишний см от нормы.
Проблема данной системы в том, что она не учитывает психологических
факторов игры. Открытие этих факторов оказало влияние на появление
следующей школы – психофизиологической.
3 Революционные открытия в
области психологии помогли открытию наиболее прогрессивного способа
освоения инструмента. Было установлено, что если внутренний слух четкопредставляет что нужно исполнить, то
физиология сама находит лучший путь для воплощения замысла. Это был
прорыв. Многие известные виртуозы отказались от изматывающих
многочасовых занятий, а занимались в поезде, во время прогулки и т.д.
(естественно в уме).
Однако и здесь смогли перегнуть палку. Оказалось что небольшая нагрузка
на пальцы все же нужна. Поскольку мышцы с трудом исполняют очень
сложные движения.
Таким образом, на сегодняшний день наиболее прогрессивной формой
развития музыканта является комбинирование принципов всех трех школ.
Исполнение любого материала должно сопровождаться слуховым контролем
и контролем мозга. Все что играется на инструменте, Вы должны уметь играть
в уме.
Совмещение двигательной активности с мозговой лучший путь к решению
Ваших технических проблем.
Я надеюсь, что убедил Вас в необходимости развития техники и
изменении своего взгляда на занятия.
Я думаю, теперь Вы спросите с чего начать?
Пошаговый план улучшения своего технического уровня выглядит
примерно так:
· Осознание проблемы
Включает в себя: осознание исходного уровня техники и того куда Вы
хотите прийти. Также на этом этапе Вы анализируете свою систему занятий
· Разбираемся с теорией
Изучение принципов психофизиологической школы, связь
психологии с занятиями, правила и условия работы над техникой
· Принципы наработки хорошей техники или почему известные
музыканты виртуозы, а Вы до сих пор нет
Здесь рассматривается от чего зависит развитие технической
свободы, какие факторы этому благоприятствуют
· Понимание причин появления технических трудностей
Причины и способы борьбы с ними. Один из главнейших вопросов:
почему мы не можем что-то сыграть?
· Структурирование техники
Составление подробнейшего списка всех технических элементов
доступных на вашем инструменте
· Учимся находить свои косяки
Так называемая музыкальная рефлексия. От успешного поиска
проблемы зависит, как быстро Вы сможете прогрессировать
· Обучение технике составления специальных упражнений
Один из сильнейших способов сокращения времени работы над
техникой и саамы результативный
· Развиваем связь слуха и пальцев
Цель научится играть то, что слышишь.
· Осваиваем принципы идеомоторной подготовки
Революционная программа занятий не требующая наличия
инструмента. Учимся заниматься в голове
· Выстраиваем индивидуальную систему занятий
Последний этап: составляете рабочую, заточенную под Вас систему
занятий, обладающую 100% эффективностью.
Вышеизложенная система проверена веками, поскольку основана на
анализе систем занятий гениальнейших музыкантов. Все именитые
музыканты, так или иначе, пользуются этими принципами. Теперь к
ним можете приобщиться и Вы.
Все эти принципы проверены
мной лично на себе и моих учениках.
Эта система позволяет мне играть все, что я захочу, забыв о
технически проблемах.
И самое замечательное, на каком бы Вы инструменте не играли, эта
система работает, потому что в основе любой рациональной техники
главную роль играет работа мозга.
Наведите порядок в голове и пальцы "сами начнут играть”!
О количестве занятий
Наиболее часто задаваемый вопрос в среде музыкантов: сколько нужно
заниматься? Существуют две крайних точки зрения: заниматься нужно много
и заниматься можно не много. Однако как это не парадоксально проблема
возникла из-за не правильной постановки вопроса. Наиболее верным будет
спросить: как заниматься на инструменте с максимальной отдачей, какие
существуют способы?
Изучив огромное количество статей про занятия на инструменте, могу
сделать вывод - большинство из них описывают один всем известный способ
занятий сидя с инструментом и разучивая упражнения либо пьесу.
Однако для
достижения высоких и самое главное быстрых результатов необходимо
использовать (осознанно) 4 способа занятий
1.С инструментом и с нотами
Данный вид занятий подразумевает активное чтение с листа, разучивание
произведений, просто проверку знаний определенных композиции - главное
здесь связь глаза - руки
2.С инструментом без нот
Здесь мы должны концентрироваться на слуховом контроле. Поскольку
зрение свободно слух более остро реагирует на ошибки .
3.Без инструмента с нотами
Наименее тренируемый способ, но, тем не менее, один из самых
эффективных. Научится слышать нотный текст, а после выучивать
произведение без нот - вот основная цель данного способа занятий. И кроме
того, поскольку он требует огромной концентрации внимания, результат
достигается намного быстрее и в плане техники и в плане развития слуха.
4.Без нот и без инструмента
Самый сложный тип занятий. Рекомендуется начинать с 5 минут. Сядьте в
спокойном месте и мысленно, в очень медленном темпе представьте все
аспекты проигрываемого произведения. Также можно импровизировать в
уме.
Сочинять музыку. Это способ занятий дает потрясающие результаты,
которых не получить и после 10 лет занятий обычными способами. Один час
проведенный в мысленных занятиях равен 4-5 часам обычных. Только не
забывайте делать частые перерывы.
Не ограничивайте потенциал своей личности, используйте все способы
занятий каждый день.
Как видите, от выбора типа занятий зависит количество времени, которое
можно на него затратить. Первым типом можно заниматься более 6 часов. А
последним бывает и часа достаточно.
Еще одна проблема долгих занятий - усталость мышц и не
восприимчивость мозга. Очень долгие занятия лучше всего разделять на двух
часовые промежутки, поскольку после определенного интервала времени
мышцы не развиваются, а даже наоборот забалтывают выученное. Тоже
касается работы мозга, чем чаще отдых между занятиями, тем продуктивнее
результат. Делайте перерыв каждые 45 минут.
Если Вы хотите развиваться, используя эту систему, то узнать подробности, Вы можете узнать
на сайте studymusic.ru.
На сайте Вы сможете записаться на специальную обучающую программу
”Путь к технической свободе”, которая построена на подробном освещении
всех секретов работы над техникой универсальных для всех
инструменталистов.